Соотношение званий в армии и в Православной Церкви
Эта аналогия проявилась как-то сама собой. Я читал Краткий Церковный словарь, и там, к своему удивлению, увидел, что очень большое количество слов связано со званиями церковнослужителей, выполняющих различные служения. Чтобы хотя бы в общих чертах узнать о служителях в структуре Русской Православной Церкви, я их выписал в отдельный список и постарался систематизировать его по старшинству.
И, что самое интересное, все они различаются одеждой (облачением) – совсем, как в армии. И хотя, посторонние люди на эти мелкие детали одежды или их цвет, как правило, не обращают никакого внимания (мол, все в рясах), но сами Церковнослужители сразу же видят, кто есть кто.
Может и Вам, будет интересно увидеть этот краткий должностной список? Правда, для этого Вы должны, как минимум, понимать структуру воинских званий и хотя бы различать сухопутные войска и военно-морской флот, а так же отличать сержантов от младших офицеров, а младших офицеров от старших офицеров.
А я, в свою очередь, заранее извиняюсь, если где допустил неточности при выстраивании иерархии в Церковных званиях (мой взгляд – всего лишь взгляд простого прихожанина, на внутреннюю структуру Русской Православной Церкви).
НАЧНУ С АНАЛОГИИ ЗВАНИЙ В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ И СРЕДИ СВЯЩЕНСТВА
1. рядовой - Канонарх (при богослужении провозглашает перед пением строки из молитв)
2. ефрейтор - Пономарь или параэклизиарх, или алтарник (во время служения подает кадило, выходит со свечой, в остальное время – сторож храма)
3. сержант - Староста или ктитор (избирается прихожанами, "завхоз" в храме);
4. старший сержант - Чтец (посвящается из мирян (не рукоположен), во время служения читает богослужебные тексты);
5. прапорщик - Иподьякон (посвящается из чтецов, открывает царские врата, прислуживает священнику при служении);
6. лейтенант - Дьякон (рукоположен, низшая степень духовенства, может помогать при свершении таинств);
7. старший лейтенант - Протодьякон (рукоположен, старший дьякон в храме);
8. капитан - Иерей или священник (рукоположен (вторая степень священства) совершает все таинства, кроме рукоположения);
9. майор - Протоиерей или старший иерей (звание дается иерею, как награда);
10. подполковник - Викарий (рукоположен, помощник епископа или архиепископа);
11. полковник - Епископ или архиерей (рукоположен (третья, высшая степень священства), совершает все таинства);
12. генерал-майор - Архиепископ (старший епископ, управляет крупными епархиями);
13. генерал-лейтенант - Экзарх (руководитель крупной области за пределами страны, руководит епископами и архиепископами);
14. генерал-полковник - Митрополит (руководитель крупной области, звание митрополита дается архиепископу как награда);
15. генерал армии - Патриарх (глава поместной церкви данной страны).
ТЕПЕРЬ ПРОВЕДУ АНАЛОГИЮ ЗВАНИЙ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ И СРЕДИ МОНАХОВ
1. матрос - Послушник (готовящийся к постригу в монахи);
2. старшина 2 статьи - Рясофор (посвящается через пострижение, подготовительная степень монаха (первая степень посвящения));
3. старшина 1 статьи - Монах или инок (посвящается через пострижение (вторая степень посвящения));
4. главный корабельный старшина - Схимонах (посвящается через пострижение (третья, высшая степень посвящения));
5. лейтенант - Иеродьякон (дьякон - монах);
6. старший лейтенант - Архидьякон (старший дьякон - монах);
7. капитан-лейтенант - Иеромонах (священник – монах);
8. капитан 3 ранга - Игумен (начальник монастыря);
9. капитан 2 ранга - Архимандрит (старший игумен, начальник важного монастыря).
А паства, получается, как зрители на этом параде званий и облачений.
Погребняк Н. 2002
Комментарий автора: Маленькое наблюдение: в Православной Церкви священнослужители различаются чинами и формой, подобно военнослужащим. Еще, я провел аналогию Церковных чинов с армейскими.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 30293 раза. Голосов 9. Средняя оценка: 4,78
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А как же "духи","шнурки","черпаки","салаги","деды"....упущение,требую присвоить всем очередные звания!!!
Михаил
2011-04-15 08:49:47
как вариант - очень занимательно.
хотя что там православие.
дали бы мне место, я бы привёл аналогию чинов сектантских церквей ... ,ну ,например, со званиями отряда космонавтов
Буравец Валерий
2011-04-16 06:39:19
Мир вам! Сравнение - не плохо. Правильно Михаил пишет: "а аналогия сектанстких церквей". Они то не далеко отстали. Всё это сравнение соответствует ли Библии? Откуда оно берётся, с человеческой головы: народ в церкви - это прихожани, пришли - ушли, десятину положили. А где же братья, сестры во Христе. Ушло в прошлое. Так и Христос как Пастырь уйдёт, потому что есть архипастырь, а у баптистов - старший пастырь. И будет так: что нет необходимости иметь Пастыря Христа. Всё в сравнении решается?
Nikolae
2011-04-18 11:56:28
Ну, сравнение не такое уж и страшное. И те, и другие должны быть на страже. Кстати, забыли протодьяконов и архидьяконов. Интересно, есть ли общество без иерархии. Кстати, она есть и в Царствии Небесном у ангельских чинов.
Удивляет только цель написание такое ерунды, отвлекающей людей от Бога к каким-то не заслуживающим даже чтения идеям – так, скучное ехидство. Как будто чихнули в обществе, и забыли прикрыть платочком рот.
Саныч
2016-01-31 15:59:05
Отличная статья с юмором ))! Никого вроде не обижает. Комментарий автора: Спасибо за отзыв!
Rivers
2016-11-19 13:33:57
Милитаризированность советского или имперского сознания как раз и порождает такие сравнения. Можно ещё провести параллели между карьерным ростом в званиях в советской госбезопасности отдела по делам религий и санами, назначениями в рпц, что, как рассказывают вскрытые в начале 90-х архивы, имело место.
Если Церковь - это корабль, то капитан на ней может быть только один - Христос. А верующие христиане - это матросы, непосредственно участвующие в жизни Церкви, а не посторонние зрители на параде. Комментарий автора: Не могу согласиться с Вами, Rivers, что такое сравнение является порождением милитаризованного советского или имперского сознания. Дело не в том, как я смотрю, а в том, что видят глаза мои и слышат уши мои. А вижу я разные облачения служителей (только служителей, а не паствы), слышу, как к служителям обращаются в зависимости от их сана («отец»; «Ваше Преподобие»; «Ваше Высокоперподобие»; «Владыко» и т.д.), еще вижу построенную на иерархии очередность в принятии причастия, вижу строго установленный порядок шествия во время крестного хода, - хотя при этом номинально все мы братья и сестры во Христе.
Как ни прискорбно признавать, но сейчас земные Церкви всех деноминаций имеют в себе очень много черт, присущих политическим или государственным организациям, причем организациям с очень жесткой внутренней иерархией.
Конечно, хотелось бы, чтобы было как у Апостолов – когда верующие водимы были Духом Святым, а не буквой деноминационных уставов и постановлений…
Проповеди : Во имя Отца и Сына и Святого Духа - Валерий Бартахов Прочитав журнал я не нашёл в нем никаких упоминаний о Духе Святом. На мой вопрос: Вспоминают ли на служениях лютеране о Святом Духе? Ответили, что при начале и окончании богослужений говорят: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». – Фактически знаний и практики о крещении и получении Духа Святого лютеранская церковь не имеет.
Владимир Проворов, когда просит читателей посмотреть на лютеранскую церковь, то пишет во фразе «нашу Церковь», Церковь - с прописной буквы. Прописной буквы достойна только Церковь на небесах. – Ибо Церковь на небесах и тот, кто принял на земле Духа Святого, свободны от тех недостатков, которые брат Владимир раскрывает в своей статье. Нерадивые и не принявшие Духа Святого христиане переполнили церкви на земле: Поэтому лютеранская церковь и другие религии не были весомой преградой для прихода Гитлера (сатаны) в мир. А чтобы не оказался наш дальнейший труд бесполезным, необходимо лично каждому утром и вечером свою земную жизнь вверять: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Никакой бес, никакой дух и никто не сможет захватить обманом вашу душу и тело, если вы доверитесь Богу или Христу и Духа Святого примете: И нерадивые христиане не смогут скрыть своих действий от тех, кто получит Духа Святого.
И сказал Господь: «Кто-нибудь из вас, имея друга, придет к соседу в полночь и скажет ему: Сосед! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему: А тот изнутри скажет ему в ответ: Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько попросит. И Я скажу вам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, можете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук.11:5-13; Матф.3:11; Мар.1:8; Лук.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5; 11:16; 1Кор.12:13).